ИКТ как средство приобщения учащихся к народному искусству на
уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности в 5
классе Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим, И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Вадим
Шефнер (Слайд 2) Возрождение духовной культуры народа, интереса к своей
истории, бережного отношения к национальным традициям весьма актуально.
Без знаний прошлого, без уважения к нему, без бережного сохранения
великого наследия наших предков человек не может быть духовно богатым.
Важнейшей задачей современной школы является изучение и освоение
духовных ценностей народной культуры, ее промыслов и традиций. (Слайд 3)
Одной из важных проблем в настоящее время является проблема роли
современного учителя в обучении, воспитании и развитии школьников на
народной основе. Учитель выступает проводником духовной сути народной
художественной культуры. Он раскрывает молодому поколению народное
искусство и культуру как мир целостности, включающий отношение человека к
миру, к своему дому, Родине. Связь времен неразрывна, и в нашем
сегодняшнем дне мы сохраняем память о прошлых веках. Историческое
прошлое как бы приближается к сознанию учащихся, становится для них
реальной действительностью пусть и умозрительной. (Слайд 4) А как при
отсутствии иллюстративной поддержки, музыкального и литературного
сопровождения приобщить учащихся к народной культуре? Острая проблема
иллюстративной поддержки существовала всегда и, естественно, назрела
необходимость поиска новых средств обучения. Современные информационно -
образовательные технологии, на мой взгляд, именно то, что призвано
помочь учителю ИЗО в его деятельности. Привычную школьную доску заменяет
огромный электронный экран. На этом экране «происходит» с помощью
видеоряда, звука и текста виртуальное «путешествие по времени и
пространстве». Богатство содержательной поддержки делает урок не только
значительно более усваиваемым, но и неизмеримо более увлекательным.
Взаимодействие осуществляется одновременно по всем каналам восприятия:
«текст – звук – видео - цвет». (Слайд 5) Созданных мною блок презентаций
в программе Power Point по теме «Связь времен в народном искусстве»
позволяет сохранить наглядный смысл, связь с фольклором, с народными
корнями искусства. Раскрыть присущий детству наивно – декоративный язык
изображения и образность, игровая атмосфера, связанная непосредственно с
народными формами и декоративными функциями искусства в современной
жизни. Данный акцент на традиции и промыслы несет в себе историческую
связь прошлого и настоящего. Презентационные наглядные материалы
позволяют освоить каждую роспись в отдельности, требования к обработке,
методы нанесения мазков, работу кисти, смешение красок, распознание
определенных сочетаний цветов, характерных для каждой народной росписи.
(Слайд 6) Заключительный урок - проект, нацелен на закрепление
изученного материала, где так же в игровой непринужденной обстановке,
работая в группах, учащиеся умело пользуются языком декоративного
искусства, понимают значение древних корней народного искусства, видят
взаимосвязь между декоративным и музыкально-поэтическим фольклором. И не
смотря на то, что урок построен на работу в группе, есть возможность
для проявления индивидуальности учащихся, что, несомненно, способствует
развитию творческих способностей. (Слайд 7) Уроки по темам: «Древние
образы в народных игрушках» и «Единство формы и декора в игрушках»
знакомят с древней русской глиняной игрушкой Филимоновской,
Каргопольской и Дымковской. Родиной каждой игрушки в отдельности, с
традициями росписи глиняной игрушки. Уроки нацелены на формирование
художественного вкуса учащихся, осознание своей причастности к духовным
ценностям народа, проявление уважительного, бережного отношения к
культурному наследию наших предков (Слайд 8) На этих уроках так же
происходит формирование работы с пластическим материалом. Работая с
пластилином и глиной, школьники знакомятся со знаменитыми российскими
художественными промыслами. Дети осваивают методику лепки и раскраски
глиняных игрушек, которая отображается на экране. (Слайд 9) По теме
«Древние корни народного искусства», помимо подготовленных презентаций к
каждому уроку использую и фрагменты мультипликационного фильма
«Домовенок Кузя», что помогает в увлекательной игровой форме научить
каждого пятиклассника видеть в элементах мультипликации что-то
необычное. А это доставляет мне и моим воспитанникам море удовольствия и
позволяет создать на уроке сказочную игровую ситуацию. Дети погружаются
в виртуальный мир творчества и становятся непосредственными его
участниками. (Слайд 10) Большое внимание уделяется вышивкам с
архаическими узорами. Где рассматривается таинственность и загадочность
составляющих их элементов - знаков. Делается акцент на узорных
элементах, цветовой гамме как своеобразном символическом языке, в
которой наши предки стремились выразить свои мысли и чувства, свою
духовную связь с природой. (Слайд 11) Результатом такого участия стал
альбом «Мы, мастера народных промыслов» в который вошли лучшие работы
пятиклассников, выполненные в течение I и II четвертей. Заслужить право
поместить в этот альбом свои работы, стало прекрасным стимулом для
творческой деятельности учащихся. А использование компьютера позволяет
мне создавать на каждом уроке ситуацию успеха, заставить каждого ребенка
поверить в свои возможности, бережно и нежно тронуть те струнки детской
хрупкой души, которые помогают ему раскрыться, проявить свои творческие
способности и получить удовлетворение от собственного труда. (Слайд 12,
13) Во внеурочной деятельности происходит знакомство учащихся с
народными праздниками, промыслами, ремеслами России, традициями и
обычаями своего народа. Театральные постановки праздников Масленица,
Пасха, Рождество и др. пробуждают детское творчество, фантазию,
обогащают и развивают ребенка, прививают ему любовь к народному
искусству, традициям, обрядам, языку. (Слайд 14) А главное! Взволновав,
побудив интерес на уроках, заставляю задуматься, идти дальше, искать
нестандартные решения. Свой творческий поиск, под моим руководством
одаренные дети представляют на научно – практических конференциях
разного уровня, где являются не только участниками, но и победителями и
призерами. (Слайд 15) Сама же являюсь участником многих Интернет
сообществ, где охотно представляю свой материал. Участвую во
всероссийских акциях и конкурсах, и с гордостью могу сказать, материал
востребован педагогами России, а я получаю положительные отзывы. (Слайд
16) В заключение хочется отметить, что учащиеся уже не представляют
уроки и праздники без использования компьютерных технологий и
возможностей новых электронных технологий, которые способствуют
приобретению этической, эстетической и интеллектуальной чуткости. А мне
легко увидеть «звездочек» - творчески-одаренных, неординарных детей.
Ведь каждая работа неповторима, уникальна и ребенок, выполняя ее,
вкладывал свою душу, свое видение мира, свою фантазию. А открытие в себе
неповторимой индивидуальности помогает в дальнейшем реализовать себя в
учебе, творчестве, в общении с друзьями.
Список использованной литературы
1. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. - Москва: Просвещение, 1982г.
2. Голованова Е.А. Проектная деятельность как важное направление в современной школе. - Москва: Просвещение, 2007г.
3. Неменский Б.М. Педагогика искусства. - Москва: Просвещение, 2007г.
4. Новрузова О.М. Педагогические технологии в образовательном процессе. Волгоград: Учитель, 2008г.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. Мультимедийное учебное пособие по курсу «Мировая художественная культура». Компания «Новый Диск» - Москва, 2003г.
2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Диски CD-ROM - Москва, 1997-2008г.
|