Персональный сайт-портфолио
МАЛИНИНОЙ
Алёны Викторовны

Меню сайта
Вход на сайт
Часы
Погода
Сайт посетили
счетчик посещений
Главная » Статьи » Мои статьи

ИКТ как средство приобщения учащихся к народному искусству на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности в 5 классе
ИКТ как средство приобщения учащихся к народному искусству на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности в 5 классе Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Вадим Шефнер (Слайд 2) Возрождение духовной культуры народа, интереса к своей истории, бережного отношения к национальным традициям весьма актуально. Без знаний прошлого, без уважения к нему, без бережного сохранения великого наследия наших предков человек не может быть духовно богатым. Важнейшей задачей современной школы является изучение и освоение духовных ценностей народной культуры, ее промыслов и традиций. (Слайд 3) Одной из важных проблем в настоящее время является проблема роли современного учителя в обучении, воспитании и развитии школьников на народной основе. Учитель выступает проводником духовной сути народной художественной культуры. Он раскрывает молодому поколению народное искусство и культуру как мир целостности, включающий отношение человека к миру, к своему дому, Родине. Связь времен неразрывна, и в нашем сегодняшнем дне мы сохраняем память о прошлых веках. Историческое прошлое как бы приближается к сознанию учащихся, становится для них реальной действительностью пусть и умозрительной. (Слайд 4) А как при отсутствии иллюстративной поддержки, музыкального и литературного сопровождения приобщить учащихся к народной культуре? Острая проблема иллюстративной поддержки существовала всегда и, естественно, назрела необходимость поиска новых средств обучения. Современные информационно - образовательные технологии, на мой взгляд, именно то, что призвано помочь учителю ИЗО в его деятельности. Привычную школьную доску заменяет огромный электронный экран. На этом экране «происходит» с помощью видеоряда, звука и текста виртуальное «путешествие по времени и пространстве». Богатство содержа­тельной поддержки делает урок не только значительно более усваиваемым, но и не­измеримо более увлекательным. Взаимодействие осуществляется одновременно по всем каналам восприятия: «текст – звук – видео - цвет». (Слайд 5) Созданных мною блок презентаций в программе Power Point по теме «Связь времен в народном искусстве» позволяет сохранить наглядный смысл, связь с фольклором, с народными корнями искусства. Раскрыть присущий детству наивно – декоративный язык изображения и образность, игровая атмосфера, связанная непосредственно с народными формами и декоративными функциями искусства в современной жизни. Данный акцент на традиции и промыслы несет в себе историческую связь прошлого и настоящего. Презентационные наглядные материалы позволяют освоить каждую роспись в отдельности, требования к обработке, методы нанесения мазков, работу кисти, смешение красок, распознание определенных сочетаний цветов, характерных для каждой народной росписи. (Слайд 6) Заключительный урок - проект, нацелен на закрепление изученного материала, где так же в игровой непринужденной обстановке, работая в группах, учащиеся умело пользуются языком декоративного искусства, понимают значение древних корней народного искусства, видят взаимосвязь между декоративным и музыкально-поэтическим фольклором. И не смотря на то, что урок построен на работу в группе, есть возможность для проявления индивидуальности учащихся, что, несомненно, способствует развитию творческих способностей. (Слайд 7) Уроки по темам: «Древние образы в народных игрушках» и «Единство формы и декора в игрушках» знакомят с древней русской глиняной игрушкой Филимоновской, Каргопольской и Дымковской. Родиной каждой игрушки в отдельности, с традициями росписи глиняной игрушки. Уроки нацелены на формирование художественного вкуса учащихся, осознание своей причастности к духовным ценностям народа, проявление уважительного, бережного отношения к культурному наследию наших предков (Слайд 8) На этих уроках так же происходит формирование работы с пластическим материалом. Работая с пластилином и глиной, школьники знакомятся со знаменитыми российскими художественными промыслами. Дети осваивают методику лепки и раскраски глиняных игрушек, которая отображается на экране. (Слайд 9) По теме «Древние корни народного искусства», помимо подготовленных презентаций к каждому уроку использую и фрагменты мультипликационного фильма «Домовенок Кузя», что помогает в увлекательной игровой форме научить каждого пятиклассника видеть в элементах мультипликации что-то необычное. А это доставляет мне и моим воспитанникам море удовольствия и позволяет создать на уроке сказочную игровую ситуацию. Дети погружаются в виртуальный мир творчества и становятся непосредственными его участниками. (Слайд 10) Большое внимание уделяется вышивкам с архаическими узорами. Где рассматривается таинственность и загадочность составляющих их элементов - знаков. Делается акцент на узорных элементах, цветовой гамме как своеобразном символическом языке, в которой наши предки стремились выразить свои мысли и чувства, свою духовную связь с природой. (Слайд 11) Результатом такого участия стал альбом «Мы, мастера народных промыслов» в который вошли лучшие работы пятиклассников, выполненные в течение I и II четвертей. Заслужить право поместить в этот альбом свои работы, стало прекрасным стимулом для творческой деятельности учащихся. А использование компьютера позволяет мне создавать на каждом уроке ситуацию успеха, заставить каждого ребенка поверить в свои возможности, бережно и нежно тронуть те струнки детской хрупкой души, которые помогают ему раскрыться, проявить свои творческие способности и получить удовлетворение от собственного труда. (Слайд 12, 13) Во внеурочной деятельности происходит знакомство учащихся с народными праздниками, промыслами, ремеслами России, традициями и обычаями своего народа. Театральные постановки праздников Масленица, Пасха, Рождество и др. пробуждают детское творчество, фантазию, обогащают и развивают ребенка, прививают ему любовь к народному искусству, традициям, обрядам, языку. (Слайд 14) А главное! Взволновав, побудив интерес на уроках, заставляю задуматься, идти дальше, искать нестандартные решения. Свой творческий поиск, под моим руководством одаренные дети представляют на научно – практических конференциях разного уровня, где являются не только участниками, но и победителями и призерами. (Слайд 15) Сама же являюсь участником многих Интернет сообществ, где охотно представляю свой материал. Участвую во всероссийских акциях и конкурсах, и с гордостью могу сказать, материал востребован педагогами России, а я получаю положительные отзывы. (Слайд 16) В заключение хочется отметить, что учащиеся уже не представляют уроки и праздники без использования компьютерных технологий и возможностей новых электронных технологий, которые способствуют приобретению этической, эстетической и интеллектуальной чуткости. А мне легко увидеть «звездочек» - творчески-одаренных, неординарных детей. Ведь каждая работа неповторима, уникальна и ребенок, выполняя ее, вкладывал свою душу, свое видение мира, свою фантазию. А открытие в себе неповторимой индивидуальности помогает в дальнейшем реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с друзьями.
Список использованной литературы
1. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. - Москва: Просвещение, 1982г.
 2. Голованова Е.А. Проектная деятельность как важное направление в современной школе. - Москва: Просвещение, 2007г.
 3. Неменский Б.М. Педагогика искусства. - Москва: Просвещение, 2007г.
 4. Новрузова О.М. Педагогические технологии в образовательном процессе. Волгоград: Учитель, 2008г.
 Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. Мультимедийное учебное пособие по курсу «Мировая художественная культура». Компания «Новый Диск» - Москва, 2003г.
 2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Диски CD-ROM - Москва, 1997-2008г.
Категория: Мои статьи | Добавил: АЛЕНА_ (24.01.2012)
Просмотров: 722 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 72
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz