ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ПОСРЕДСТВОМ
СОВРЕМЕННЫХ ИКТ ТЕХНОЛОГИЙ
Малинина А. В.
МБОУ «Средняя образовательная школа
№12», г. Усолье-Сибирское
Если ученик не научится в школе сам
ничего творить,
то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать,
так как мало таких, которые, научившись копировать,
умели делать самостоятельное приложение этих сведений.
Л.Н.Толстой
Все начинается с детства. Уже в
самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать.
Одна из ведущих задач урока
изобразительного искусства – это творческое развитие личности ребёнка и особое
внимание обращается на развитие воображения и фантазии. А как при отсутствии
иллюстративной поддержки, музыкального и литературного сопровождения, на каждом
уроке дать возможность творить?
Острая проблема иллюстративной
поддержки уроков существовала всегда и, естественно, назрела необходимость
поиска новых средств обучения. Современные информационно - образовательные
технологии, на мой взгляд, именно то, что призвано помочь учителю ИЗО в
его деятельности.
В 5-6 классе
использование ИКТ направлено на развитие критичности и самостоятельности
мышления, развитие логического и эвристического мышления, формирование
вариативного мышления и тренировку памяти.
В 7–8 классе с помощью ИКТ можно
проводить тренинги мышления решением нестандартных задач, развивать
ассоциативное и образное мышление, обучить приемам и методам
фантазирования.
Привычную школьную доску
заменяет огромный электронный экран. На этом экране «происходит» с помощью
видеоряда, звука и текста виртуальное «путешествие во времени и пространстве».
Взаимодействие осуществляется одновременно по всем каналам восприятия: «текст –
звук – видео - цвет».
Блок презентаций в программе Power
Point по теме: «Связь времен в народном искусстве» позволяет сохранить
наглядный смысл, связь с фольклором, с народными корнями искусства, раскрыть
присущий детству наивно – декоративный язык изображения и образность, игровую
атмосферу, связанную непосредственно с народными формами и декоративными
функциями искусства в современной жизни. Данный акцент на традиции и промыслы
несет в себе историческую связь прошлого с настоящим.
Презентационные наглядные материалы
позволяют освоить каждую роспись в отдельности, требования к обработке, методы
нанесения мазков, работу кисти, смешение красок, распознание определенных
сочетаний цветов, характерных для каждой народной росписи. Заключительный урок
- проект, нацелен на закрепление изученного материала, где так же в
игровой непринужденной обстановке, работая в группах, учащиеся умело
пользуются языком декоративного искусства, понимают значение древних корней
народных промыслов, видят взаимосвязь между декоративным и
музыкально-поэтическим фольклором. Хотя урок ориентирован на работу в группах,
есть возможность для проявления индивидуальности учащихся, что,
несомненно, способствует развитию творческих способностей.
По теме «Древние корни народного
искусства», помимо подготовленных презентаций используются и фрагменты
мультипликационного фильма «Домовенок Кузя», что помогает в увлекательной
игровой форме научить каждого видеть в элементах мультипликации что-то
необычное, что доставляет воспитанникам море удовольствия и позволяет создать
на уроке сказочную игровую ситуацию. Дети погружаются в виртуальный мир
творчества и становятся непосредственными его участниками. Результатом такого
участия стал альбом «Мы мастера народных промыслов», в который вошли лучшие
работы пятиклассников, выполненные в течение I и II четвертей. Заслужить право
поместить в этот альбом свои работы, стало прекрасным стимулом для творческой
деятельности учащихся. А использование компьютера позволяет создавать на
каждом уроке ситуацию успеха, заставить каждого ребенка поверить в свои
возможности, бережно и нежно тронуть те струнки детской хрупкой души, которые
помогают ему раскрыться, проявить свои творческие способности и получить
удовлетворение от собственного труда.
В 6 классе особый настрой и
атмосферу сотрудничества помогают создать различные мультимедийные
учебные пособия. Это и электронные художественные энциклопедии, и учебные
фильмы из серии «Учимся рисовать» и др.
Использование компьютерных
технологий позволяет погрузить детей в мир познания связи искусства с жизнью,
развивать их творческие способности. В ходе обучения изобразительному искусству
учащиеся выступают в роли и художников, и зрителей. Зрительный ряд каждого
урока представлен не только произведениями великих художников, классиков и
музыкантов, но и выставкой лучших работ юных художников.
Уроки с игровым сценарием помогают в
творческой атмосфере проверить полученные ранее знания и умения. Здесь
присутствует и дух поддержки товарища по команде, и дух соперничества со своими
же одноклассниками, что не может не активизировать творческую энергию,
раскрепостить, доказывая, отстаивая свою точку зрения.
Межпредментые связи на уроке — это
путь к получению воспитанниками наиболее глубоких знаний по всем предметам. Так
в 7 классе на интегрированном уроке – исследовании «В поисках гармонии»,
разработанным совместно с учителем литературы, учащиеся сопоставляют три,
казалось бы, несопоставимых произведения – это притча о добром самаритянине,
сказка-быль А. Платонова «Неизвестный цветок» и картина Рембрандта «Блудный
сын». Рассуждают, раскрывают философские понятия добра и зла, жизни и смерти,
любви и предательства. Самостоятельно находят живописный строй каждого
произведения. На заключительном этапе урока учащиеся садят маленький, хрупкий
росток в горшок, поливают и делают вывод, что самое важное – «ближнему делать
добро», потому что только для этого послан человек в жизнь. А ведь все это и
есть самостоятельный творческий поиск подростка!
В развитии творческой активности
учащихся особое место занимает проектная деятельность. Восьмиклассниками с
огромным удовольствием был принят проект «Уютная квартира». В технологии
«метод проекта» привлекает его нацеленность на актуализацию имеющихся и
формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат,
атмосфера делового сотрудничества учителя и учащегося.
Для осуществления поставленных задач
создается особое пространство взаимоотношений, обеспечивающее деятельность и
учителя, и ученика в новом образовательном пространстве. Именно в проектной
деятельности создаются условия для появления у ребят мотива к самоизменению,
личностному росту, способности к реализации собственной "Я-концепции”
("Я могу”, "Я хочу”, "Я нравлюсь” и т.д.), для освоения
интеллектуальных средств познания и исследования мира. Участие в проекте
позволяет приобрести воспитанникам уникальный опыт, невозможный при других
формах обучения.
Ребята привлекаются к
самостоятельной подготовке к урокам – создание сообщений, докладов, рефератов и
творческих работ по искусству. При выполнении заданий ученики пользуются как
средствами Интернета, так и энциклопедиями, учебными пособиями на CD-ROM,
которые имеются в наличии в школьной медиатеке и в домашних коллекциях самих
учащихся.
Такой вид деятельности позволяет
формировать способности учащихся к самостоятельному поиску необходимой
информации, развивать умения не только найти, но правильно работать с такой
информацией. А для того, чтобы их работа была продуктивной и планомерной,
даются рекомендации по поиску и обработке информации.
А главное, учителю легко увидеть
«звездочек» - творчески-одаренных, неординарных детей. Ведь каждая работа
неповторима, уникальна, и ребенок, выполняя ее, вкладывал свою душу, свое
видение мира, свою фантазию. А открытие в себе неповторимой индивидуальности
помогает в дальнейшем реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с
друзьями. Взволновав, побудив интерес на уроках, дети задумываются, идут
дальше, ищут нестандартные решения. Свой творческий поиск одаренные дети
представляют на научно – практических конференциях разного уровня, где являются
не только участниками, но и победителями и призерами.
Компьютерные технологии и новые
электронные технологии, которые активно используются в практике преподавания
изобразительного искусства, способствуют развитию творческих способностей
учащихся. Об этом свидетельствуют результаты мониторинга, который проводится по
методике «5 рисунков» Н. А. Лепской в начале и в конце учебного года.
Результаты диагностики фиксируются в таблице, что позволяет наглядно проследить
стабильный рост развития творческих способностей учащихся в динамике.
В заключение хочется отметить, что
учащиеся уже не представляют уроки искусства без использования компьютерных
технологий.
Использованные литература и ресурсы:
1.
"Большая
энциклопедия Кирилла и Мефодия” – диски CD-ROM, г. Москва, 1997-2008 г.г..
2.
«Интернет на
уроках искусства: педагогическая технология создания и использования
информационно-коммуникативной среды», М.: УЦ «Перспектива», 2004 год
3.
«Педагогика
искусства», Б.М. Неменский, М.: «Просвещение», 2007
4.
«Педагогические
технологии в образовательном процессе», О.М.Новрузова, Волгоград, издательство
«Учитель», 2008 г.,
5.
«Проектная
деятельность как важное направление в современной школе», Голованова Е.А., г.
Москва, 2007 г.
6.
А.Злыгостаев.
«Всеобщая энциклопедия искусств». http://artyx.ru
7.
Волков И.П.
Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. — М.: Просвещение, 1982.
8.
Мультимедийное
учебное пособие по курсу «Мировая художественная культура». Компания «Новый
Диск», г.Москва, 2003 г.
Энциклопедия школьника «Искусство и архитектура», ООО «Белый город, г.
Москва, 2007 г.
|