Персональный сайт-портфолио
МАЛИНИНОЙ
Алёны Викторовны

Меню сайта
Вход на сайт
Часы
Погода
Сайт посетили
счетчик посещений
Главная » Статьи » Мои статьи

Инновационный подход в развитии творческих способностей на уроках изобразительного искусства посредством ИКТ технологий.

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ПОСРЕДСТВОМ СОВРЕМЕННЫХ ИКТ ТЕХНОЛОГИЙ

Малинина А. В.

МБОУ «Средняя образовательная школа №12», г. Усолье-Сибирское

 

Если ученик не научится в школе сам ничего творить,
то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать,
так как мало таких, которые, научившись копировать,
умели делать самостоятельное приложение этих сведений
.
                                                                   
Л.Н.Толстой

Все начинается с детства. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать.

Одна из ведущих задач урока изобразительного искусства – это творческое развитие личности ребёнка и особое внимание обращается на развитие воображения и фантазии. А как при отсутствии иллюстративной поддержки, музыкального и литературного сопровождения, на каждом уроке дать возможность творить?

Острая проблема иллюстративной поддержки уроков существовала всегда и, естественно, назрела необходимость поиска новых средств обучения. Современные информационно - образовательные технологии, на мой взгляд, именно то, что призвано помочь учителю ИЗО  в его деятельности.

В  5-6 классе использование  ИКТ направлено на развитие критичности и самостоятельности мышления, развитие логического и эвристического мышления, формирование вариативного мышления и тренировку памяти.

В 7–8 классе с помощью ИКТ можно проводить тренинги мышления решением нестандартных задач,  развивать ассоциативное и образное мышление,  обучить приемам и методам фантазирования.

  Привычную школьную доску заменяет огромный электронный экран. На этом экране «происходит» с помощью видеоряда, звука и текста виртуальное «путешествие во времени и пространстве». Взаимодействие осуществляется одновременно по всем каналам восприятия: «текст – звук – видео  - цвет».

Блок презентаций в программе Power Point  по теме: «Связь времен в народном искусстве» позволяет сохранить наглядный смысл, связь с фольклором, с народными корнями искусства, раскрыть присущий детству наивно – декоративный язык изображения и образность, игровую атмосферу, связанную непосредственно с народными формами и декоративными функциями искусства в современной жизни. Данный акцент на традиции и промыслы несет в себе историческую связь прошлого с настоящим.

Презентационные наглядные материалы позволяют освоить каждую роспись в отдельности, требования к обработке, методы нанесения мазков, работу кисти, смешение красок, распознание определенных сочетаний цветов, характерных для каждой народной росписи. Заключительный урок - проект,  нацелен на закрепление изученного материала, где так же в игровой непринужденной обстановке, работая в группах, учащиеся  умело пользуются языком декоративного искусства, понимают значение древних корней народных промыслов, видят взаимосвязь между декоративным и музыкально-поэтическим фольклором. Хотя урок ориентирован на работу в группах, есть возможность для  проявления индивидуальности учащихся, что, несомненно, способствует  развитию творческих способностей.

По теме «Древние корни народного искусства»,  помимо подготовленных презентаций используются и фрагменты мультипликационного фильма «Домовенок Кузя», что помогает в увлекательной игровой форме научить каждого  видеть в элементах мультипликации что-то необычное, что доставляет воспитанникам море удовольствия и позволяет создать на уроке сказочную игровую ситуацию. Дети погружаются в  виртуальный мир творчества и становятся непосредственными его участниками. Результатом такого участия стал альбом «Мы мастера народных промыслов», в который вошли лучшие работы пятиклассников, выполненные в течение I и II четвертей. Заслужить право поместить в этот альбом свои работы, стало прекрасным стимулом для творческой деятельности  учащихся. А использование компьютера позволяет создавать на каждом уроке ситуацию успеха, заставить каждого ребенка поверить в свои возможности, бережно и нежно тронуть те струнки детской хрупкой души, которые помогают  ему раскрыться, проявить свои творческие способности и получить удовлетворение от собственного труда.

В 6 классе особый настрой и атмосферу сотрудничества помогают создать различные мультимедийные  учебные  пособия. Это и электронные художественные энциклопедии, и учебные фильмы из серии «Учимся рисовать» и др.

Использование  компьютерных технологий позволяет погрузить детей в мир познания связи искусства с жизнью, развивать их творческие способности. В ходе обучения изобразительному искусству учащиеся выступают в роли и художников, и зрителей. Зрительный ряд каждого урока представлен не только произведениями великих художников, классиков и музыкантов, но и выставкой лучших работ юных художников.

Уроки с игровым сценарием помогают в творческой атмосфере проверить полученные ранее знания и умения. Здесь присутствует и дух поддержки товарища по команде, и дух соперничества со своими же одноклассниками, что не может не активизировать творческую энергию, раскрепостить, доказывая, отстаивая свою точку зрения.

Межпредментые связи на уроке — это путь к получению воспитанниками наиболее глубоких знаний по всем предметам. Так в 7 классе на интегрированном  уроке – исследовании «В поисках гармонии», разработанным совместно с учителем литературы, учащиеся сопоставляют три, казалось бы, несопоставимых произведения – это притча о добром самаритянине, сказка-быль А. Платонова «Неизвестный цветок» и картина Рембрандта «Блудный сын». Рассуждают, раскрывают философские понятия добра и зла, жизни и смерти, любви и предательства. Самостоятельно находят живописный строй  каждого произведения. На заключительном этапе урока учащиеся садят маленький, хрупкий росток в горшок, поливают и делают вывод, что самое важное – «ближнему делать добро», потому что только для этого послан человек в жизнь. А ведь все это и есть самостоятельный творческий поиск подростка!

В развитии творческой активности учащихся особое место занимает проектная деятельность. Восьмиклассниками с огромным удовольствием был принят  проект «Уютная квартира». В технологии  «метод проекта» привлекает его нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат, атмосфера делового сотрудничества учителя и учащегося.

Для осуществления поставленных задач создается особое пространство взаимоотношений, обеспечивающее деятельность и учителя, и ученика в новом образовательном пространстве. Именно в проектной деятельности создаются условия для появления у ребят мотива к самоизменению, личностному росту, способности к реализации собственной "Я-концепции” ("Я могу”, "Я хочу”, "Я нравлюсь” и т.д.), для освоения интеллектуальных средств познания и исследования мира. Участие в проекте позволяет приобрести воспитанникам уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.

Ребята привлекаются к самостоятельной подготовке к урокам – создание сообщений, докладов, рефератов и творческих работ по искусству. При выполнении заданий ученики пользуются как средствами Интернета, так и энциклопедиями, учебными пособиями на CD-ROM, которые имеются в наличии в школьной медиатеке и в домашних коллекциях самих учащихся.

Такой вид деятельности позволяет формировать способности учащихся к самостоятельному поиску необходимой информации, развивать умения не только найти, но правильно работать с такой информацией. А для того, чтобы их работа была продуктивной и планомерной, даются рекомендации по поиску и обработке информации.

А главное, учителю легко увидеть «звездочек» - творчески-одаренных, неординарных детей. Ведь каждая работа неповторима, уникальна, и ребенок, выполняя ее, вкладывал свою душу, свое видение мира, свою фантазию. А открытие в себе неповторимой индивидуальности помогает в дальнейшем реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с друзьями. Взволновав, побудив интерес на уроках, дети задумываются, идут дальше, ищут нестандартные решения. Свой творческий поиск одаренные дети представляют на научно – практических конференциях разного уровня, где являются не только участниками, но и победителями и призерами.

Компьютерные технологии и новые электронные технологии, которые активно используются в практике преподавания изобразительного искусства, способствуют развитию творческих способностей учащихся. Об этом свидетельствуют результаты мониторинга, который проводится по методике «5 рисунков» Н. А. Лепской  в начале и в конце учебного года. Результаты диагностики фиксируются в таблице, что позволяет наглядно проследить стабильный рост развития творческих способностей учащихся в динамике.

В заключение хочется отметить, что учащиеся уже не представляют уроки искусства без использования компьютерных технологий.

Использованные литература и ресурсы:

1.           "Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия” – диски CD-ROM, г. Москва, 1997-2008 г.г..

2.           «Интернет на уроках искусства: педагогическая технология создания и использования информационно-коммуникативной среды», М.: УЦ «Перспектива», 2004 год

3.           «Педагогика искусства», Б.М. Неменский, М.: «Просвещение», 2007

4.           «Педагогические технологии в образовательном процессе», О.М.Новрузова, Волгоград, издательство «Учитель», 2008 г.,

5.           «Проектная деятельность как важное направление в современной школе», Голованова Е.А., г. Москва, 2007 г.

6.           А.Злыгостаев. «Всеобщая энциклопедия искусств». http://artyx.ru

7.           Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. — М.: Просвещение, 1982.

8.           Мультимедийное учебное пособие по курсу «Мировая художественная культура». Компания «Новый Диск», г.Москва, 2003 г.

Энциклопедия школьника «Искусство и архитектура», ООО «Белый город, г. Москва, 2007 г.

Категория: Мои статьи | Добавил: АЛЕНА_ (25.01.2012)
Просмотров: 1631 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 72
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz